Утром 23 июля представители десятков некоммерческих организаций обнаружили, что их учреждения фактически ликвидированы. За неделю до этого в офисах организаций прошли обыски, а власти несколько раз угрожали, что «гражданское общество перестанет существовать», если Запад будет усиливать санкции против Беларуси. «Медиазона» разбирается, кого решили ликвидировать беларуские власти и чем это обернется для страны.

358

Всего на момент публикации известно о 48 организациях, которые ликвидируют местные исполкомы — в первую очередь, Мингорисполком.

Учреждения ликвидировать достаточно легко — это может самостоятельно сделать регистрирующий госорган, то есть исполком. С общественными объединениями сложнее: чтобы приостановить их работу, Минюст должен обратиться в суд. Это и произошло с РОО «Правовая инициатива», ППОО «Движение "За свободу"», ОО «Беларуская ассоциация журналистов» и ОО «Беларуский ПЕН-центр».

«Основание для ликвидации, скорее всего, будет осуществление деятельности, не соответствующей целям и предмету уставной деятельности», — предполагает юрист и директор Youth Labour Rights Кристина Рихтер. По ее словам, решение можно обжаловать в суде, но «в нынешних условиях» она не планирует этого делать.

В выписке Единого государственного регистра причина ликвидации не указывается — только дата и орган, принявший решение. У большинства организации это 22 июля и Мингорисполком, хотя некоторые региональные организации находятся в процессе ликвидации еще с 14 июля.

Власти неоднократно угрожали гражданскому обществу: глава МИД Владимир Макей 10 апреля говорил, что оно «перестанет существовать» в случае ужесточения санкций. «Это будет, я считаю, абсолютно обоснованно в данной ситуации», — говорил он.

Александр Лукашенко за день до массовой ликвидации НКО заявил, что в стране действуют «под две тысячи» «НПО, НКО, бандитов и иностранных агентов».

«Сейчас оглянулись: это же вред для государства! Идет зачистка. Вы думаете, это просто? Там уже тысячи людей работают, наших людей, и в основном с повернутыми, промытыми за чужие деньги мозгами», — возмущался он.

Предыдущая запись Следующая запись